Сайт педагога-психолога Унковской Виктории Евгеньевны

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ

Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

 Целью работы является создание благоприятных психологических условий для успешного самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности дошкольника.

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ

1.Психологическая диагностика

2.Психологическая коррекция

3.Психологическое консультирование

4.Психологическое просвещение

5.Психологическая профилактика

6.Организационно-методическая работа

  1. Психологическая диагностика.

Задача дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

  • диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
  • диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
  • диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

  1. Психологическая коррекция.

Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:

  • эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
  • коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
  • познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

Основные методы коррекционной работы:

  • индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
  • сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
  • куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
  • арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;
  • психогимнастика;
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
  1. Психологическое консультирование.

Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

  1. Психологическое просвещение.

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.

Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

1) Индивидуальная

С педагогами:

  • проводится по запросам и результатам диагностики;
  • обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.

С родителями:

  • проводится по запросам и результатам диагностики;
  • психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.

2)Групповая

С педагогами:

  • консультация;
  • тренинг.

С родителями:

  • выступления на родительских собраниях;
  • тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;
  • оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
  • подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
  1. Психологическая профилактика.

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.

Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:

1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Оставить комментарий: